Крупные типографии теряют заказчиков

По данным
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК),
сейчас рынок полиграфии России оценивается в 7,5 млрд. долл., в стране
работает 16 тысяч типографий . При этом примерно треть полиграфических
предприятий находится в Москве, 10% в Санкт-Петербурге, остальные — в
провинции. Московские предприятия выпускают порядка 80% всего объема
полиграфической продукции. До недавнего времени этот рынок рос
опережающими темпами. Еще в начале 2008 года то же ФАПМК оценивало его
в 4,7 млрд. долларов, тогда как емкость рынка маркетинговое агентство
Step by Step в начале 2008 года оценивало в примерно в 4 млрд.
долларов. Сейчас же, как отмечают участники рынка, пока они держатся за
счет постоянных клиентов и «длинных тиражей» от крупных издательских
домов, которые были оплачены еще в 2008 году.

Представитель ФАПМК Геннадий Кудий, что пока сложно оценить масштабы
потерь, которые несут полиграфисты из-за кризиса. «Ясно одно, что в
типографиях сокращаются заказы и объемы печати. Вот «Комсомольская
правда» выходила на 48 страницах, стала на 24. Рекламные издания тоже
снизили и тиражи, и сократили объем. Книжные тиражи уменьшились,
поскольку у населения падает покупательская способность». По словам
Кудия, проблемы в полиграфической отрасли подогревает несовершенная
налоговая политика и нехватка современных мощностей. Так, Россия
большую часть бумаги, в том числе популярную среди заказчиков
мелованную, приобретает за рубежом. Бумага, помимо НДС, облагается
дополнительной таможенной пошлиной в 15%. «И в конечном счете, все это
оплачивает полиграфист, а затем и заказчик». При этом Кудий отметил,
что западные производители уже в конце 2008 года подняли цены на
бумагу. Из-за этого российские типографии также вынуждены поднимать
цены, что также не способствует притоку клиентов».  При этом
представитель ФАПМК говорит, что в ближайший год роста отрасли ждать не
придется. Для того, чтобы соответствовать требованиям заказчиков и
существовать в условиях конкуренции с западными типографиями,
необходимо обновлять парк оборудования. «Практически все отечественные
типографии развиваются за счет своих собственных средств и привлеченных
кредитов. С 2007 по 2008 год в развитие российской полиграфической
отрасли было вложено 2 млрд. долларов частных инвестиций — на
обновление парка оборудования, в том числе. Но теперь кредитные линии
закрыты, и инвесторы стали более осторожны».

Как отметил гендиректор «Первого полиграфического комбината» Дмитрий
Дементьев, пока кризис сказался на компании не настолько сильно, как
предполагалось ранее. «Тиражи многих изданий, прежде всего рекламных,
упали, как упали и объемы печати. Но основную часть наших клиентов
составляют крупные издательские дома и корпоративные клиенты. Поэтому в
среднем показатели падения тиражей у нас составили около 10%, что не
является критическим. Говорить о серьезном сокращении числа заказчиков
в течение последних месяцев 2008 года не приходится. Повышение цен на
бумагу для нас не является чем-то новым — это происходит практически
ежегодно. Вдобавок в условиях существования ввозных пошлин на
мелованную бумагу российским полиграфистам сложно конкурировать с
зарубежными типографиями. Сейчас поставщики мелованной бумаги ввели
мораторий на повышение цен до конца первого квартала 2009 года.
Поставщики других полиграфических материалов — краски, смывов, пластин,
резин, — пока тоже не спешат с заявлениями о повышении цен. То есть
пока все еще идет на прежнем уровне». При этом, как отмечает Дементьев,
в условиях кризиса некоторые предприятия в России и за рубежом, в
частности в Польше и Финляндии, стали прибегать к демпингу. Цена на
рулонную печать за рубежом уже на 30% ниже, чем в России.


bfm.ru